Рядом с нами живет множество необычных людей. Для каждого индивида вообще характерно отличаться от других, «среднестатистический человек» — это миф. У некоторых эти отличия просто проявляются сильнее, чем у остальных. К таким людям относятся, например, аутисты. Как воспринимает мир такой человек, давайте попробуем представить.
В качестве иллюстраций к статье использованы рисунки детей-аутистов.

Язык, общение, коммуникация - это ключевые вещи в жизни современного человека, но только не для аутистов. В мире человека с аутизмом речь не играет особо важной роли, эти люди часто испытывают трудности как с вербальным языком, так и с невербальным. Мимика и жесты, «язык тела» для них как иностранный язык. Людям с аутизмом трудно различают оттенки голоса, интонации, они, как правило, плохо воспринимают шутки и сарказм. Язык в их понимании существует для того, чтобы прямо, открыто, без прикрас выразить то, что они думают. Согласитесь, многим из нас этого в какой-то мере не хватает. Аутизм имеет целый спектр проявлений: некоторые из этих людей вынуждены даже использовать альтернативные способы коммуникации, например, печатать на компьютере или показывать специальные карточки. Это, впрочем не мешает им понимать речь собеседника, если она проста и последовательна.

Люди с аутизмом ощущают мир другим, нежели мы. Как правило, они отличаются гиперчувствительностью в прикосновениям, запахам, вкусам, освещению или цвету. А вот социальные взаимодействия — не их стихия. Окружающий мир воспринимается как хаос, путаница из событий, фактов, лиц, в которой подчас совершенно невозможно разобраться. Это вызывает тревогу, непонимание, вопросы «почему я не такой как все».

Социальное взаимодействие, которому обычные дети учатся интуитивно, вызывает большие трудности у детей с аутизмом. Их поведение порой бывает неуместным и странным. Например, в разговоре может быть затронута неприятная собеседнику тема, брошена слишком резкая реплика. Причина здесь не в злом умысле, просто людям с аутизмом сложно «прочитать», понять эмоции и чувства других людей, и еще сложнее выразить свои чувства и мысли. Поэтому окружающие часто принимают их за бесчувственных, черствых и эгоистичных, хотя в таком случае лучшим выходом будет побороть свой собственный эгоизм и попытаться понять человека, который в силу своего отклонения общается с людьми несколько иначе.

Сложности с общением приводят к тому, что людям с аутизмом трудно бывает заводить друзей и сохранять дружеские отношения. Поэтому они предпочитают не искать общества других людей, не обращаться за утешением, а проводить все время в одиночестве. Хотя как и все остальные люди, аутисты нуждаются в поддержке близких.

Вынужденная необщительность высвобождает у таких людей большое количество свободного времени, которое можно потратить на творческую деятельность или посвятить своему хобби. Нужно сказать, что у людей с аутизмом часто имеется какой-то специальный, узконаправленный интерес, дело, которое их по настоящему увлекает. Причем тяготение к своему призванию проявляется в очень раннем возрасте, ребенок может иметь склонность к музыке, живописи, страстно увлекаться компьютерами или кораблями. Это помогает некоторым аутистам отлично проявить себя в выбранной области, особенно если поддержка близких поможет преодолеть трудности в обучении.

«Аутизм — это нарушение неврологического развития, можно сказать, это другой способ работы мозга, когда основные, так называемые высшие психические функции — восприятие, память, речь, мышление — формируются неравномерно. До сих пор ученые не знают истинной причины возникновения этого расстройства. Это может быть наследственность или поражение нервной системы еще в утробе матери. Симптомы аутизма могут проявиться у детей после перенесенного заболевания или психической травмы.
К сожалению, полного выздоровления от аутизма быть не может, что бы ни делали врачи и родители. Это на всю жизнь. Можно только с помощью медицинских препаратов свести к минимуму какие-то отрицательные проявления, с помощью психокоррекционных занятий закрепить у ребенка желаемое поведение. Лечебная физкультура поможет улучшить координацию движений, музыкотерапия — успокоит нервную систему и облегчит контакт с окружающими»,
 — советует специалист центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Детство» республики Марий Эл Гульнара Мухамедова.

Каждый год 2 апреля отмечается Всемирный день информации об аутизме. Мы хотим, чтобы для всех нас это был повод подумать о более внимательном и сердечном отношении к нашим близким и просто окружающим нас людям, вне зависимости от наличия врачебного диагноза. Ведь в обществе, где преобладает такое отношение, легче живется всем, в том числе и необычным людям, людям с аутизмом.

ИА «Тема Уфа». При использовании материала гиперссылка обязательна.